Однажды зимой вы пришли на стоянку, завели машину и решили поскорее двинуться в путь, потому что просто спешите. Вы начали крутить руль, и вдруг непривычное ощущение тугости на руле стало совершенно неожиданным сюрпризом для вас. Как будто что-то попало в механические глубины рулевой колонки и тут же под вашим усилием сломалось. Руль провернулся дальше с обычной легкостью.
Вы покрутили руль снова. Но он был совершенно обычным, легким и ничто больше не мешало его крутить. Недоумение и удивление сменилось опасением ехать. Но так как неисправность прошла, вы решили не мешкать и тронулись в путь.
Так начинает проявляться неисправность реек, называемая износом картера распределителя. В дальнейшем такие закусывания руля буду повторяться все чаще, пока машина холодная, и дойдут до состояния, когда руль будет просто тугим в одну сторону, или в обе, и только изредка «включаться».
В чем же заключается причина неисправности?
Разбираем рейку, вынимаем первичный вал (золотник) и видим:
В местах, где кольца распределителя терлись по картеру, появились канавки. Их быть не должно. Распределитель, содержащий в себе золотник, должен, как следует из названия, распределять потоки жидкости для создания давления на поршень и оказания помощи в повороте колес.
Эти кольца являются самозапирающимися, т.е. они прижимаются к стенкам и перекрывают поток жидкости (масла) тем сильнее, чем больше давление на них действует. При этом они крутятся вместе с валом в картере распределителя. С течением времени они «вырывают» канавки. После того как канавка становится достаточно глубокой, кольцо перестает самозапираться, и перестает перекрывать поток жидкости. Давление не создается и помощь в повороте руля пропадает, руль становится тугим. Прежде чем полностью перестать самозапираться, кольца проходят промежуточную стадию – они запираются, но не сразу, а только тогда, когда поток жидкости мимо них приобретает значительную скорость. Тогда они как-бы «схлопываются», резко перекрывая поток. Руль при этом резко легчает.
Кольцам легче работать, когда они становятся мягче из-за нагрева. Поэтому неисправность начинает проявляться сначала на холодную.
Почему под некоторыми кольцами есть выработка, а под некоторыми ее нет?
И вообще, как может мягкий фторопласт изнашивать металлический картер?
Ответ следующий. Вы помните детские коляски советских времен. Они непременно издавали скрип, когда ехали! И это притом, что колеса их были на пластиковых втулках, вращающихся по стальным осям. Так вот, там была та же ситуация. Частички металла внедрялись в мягкий фторопласт, и оказывалось, что уже не фторопласт трется по металлу, а металл трется по металлу! Происходит износ! Продукты износа – металлические частички остаются в системе и снова внедряются в материал кольца! И так далее.
Интересно, что на чистокровных японцах не встречается такой неисправности. Да и на европейцах она встречается не всегда. Дело в том, что износа картера распределителя не происходит, если под фторопластовыми кольцами не установлены резиновые колечки. Они вызывают дополнительный прижим фторопласта к алюминию и тем самым создают условия для начала перехода частичек алюминия в кольца.
Как чинит Gidrolab износ картера распределителя?
Если заменить изношенный картер не представляется возможным, то компания Gidrolab производит «втулирование» картера. Сначала цилиндр под распределитель растачивается. Потом на специальный компаунд и с натягом в него запрессовывается втулка. Потом втулка растачивается под необходимый диаметр, полируется, и в ней восстанавливаются каналы. Результат – ничуть не хуже нового картера!
Ремонт рулевой рейки, Видео - "Износ картера распределителя рулевых реек". Компания Gidrolab